Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Доктор Сьюз, возможно, написал «Лоракса» после того, как увидел этих существ в Кении

Обезьяна Патас (Erythrocebus patas) самец

Обезьяна Патас (Erythrocebus patas) самец


Увидев этих усатых обезьян во время творческого кризиса, Теодор Сьюз Гейзель нашел вдохновение, необходимое ему для написания своей запоминающейся экологической басни.


Он — Лоракс. Он говорит от имени трюфельных деревьев. В иллюстрированной детской книге, носящей его имя, о его происхождении прямо не говорится, но новые исследования показывают, что его пухлая осанка была вдохновлена ​​реальным животным — обезьяной патас — и её связью с настоящим деревом — акацией свистящей. Более того, как утверждается в исследовании, возможно, именно их тесная связь побудила Теодора Сьюза Гейзеля, известного многим поколениям детей как Доктор Сьюз, написать эту книгу.

История этого исследования начинается на факультетском ужине в Дартмутском колледже, где биолог-эволюционист Натанаэль Домини в итоге сидел с известным экспертом по Сьюзу Доном Пизом . Биолог говорит, что он был немного растерян, не зная, о чем говорить, но, к счастью, «у меня двое детей... и поэтому я довольно хорошо знаком с работами доктора Сьюза». Одну вещь он заметил в ходе своей полевой работы в Кении: обезьяна патас, найденная недалеко от горы Кения, имела сильное сходство с вымышленным Лораксом. Чего Домини не знал, так это того, что доктор Сьюз когда-то посещал курорт в этой части Кении — на самом деле, он на самом деле написал большую часть Лоракса там, после того как страдал от продолжительного приступа писательского кризиса.

По словам Пиз, поначалу он скептически отнесся к идее, что обезьяна могла вдохновить Сьюза. К концу 1970 года, когда Сьюз начал писать «Лоракса», он уже более трёх десятилетий создавал иллюстрированные книги, полные фантастических персонажей и абсурдных выдуманных слов. У него было множество чудесных персонажей, с которых он мог почерпнуть вдохновение, и не было причин полагать, что он обратится к чему-то другому

«Но потом я подумал о том, что это может добавить к устоявшемуся пониманию Лоракса», — сказал Пиз. Распространено представление о Лораксе как о ворчливом борце за окружающую среду или «экологическом полицейском», который приходит извне, чтобы «выступать от имени» окружающей среды, к которой он не имеет никакого отношения.

Но если отношения Лоракса с трюфельными деревьями напоминали отношения обезьян патас с деревом, которое обеспечивает им более 80% пищи, то он был одновременно защитником окружающей среды и такой же её частью, как бар-балуты, лебеди-свани и колибри, зависящие от экосистемы трюфелей. Тогда послание звучит так: «Человечество должно осознавать себя частью окружающей среды», — говорит Пиз. В конце концов, поскольку изменение климата фундаментально меняет нашу планету, мы все находимся в том же положении, что и Лоракс и его собратья.

Пиз и Домини приступили к исследованию, чтобы определить, могла ли обезьяна патас вдохновить Сьюза, используя анализ лица. Они сравнили усатую мордочку Лоракса с пятью кенийскими обезьянами и другим существом Сьюза, которое обычно упоминается в качестве предшественника. Метод, который они использовали, анализ Eigenface, сравнивает изображения, выявляя черты лица и вычисляя их взаимосвязь друг с другом. Лица с более схожими взаимосвязями выглядят более похожими друг на друга. В данном случае они обнаружили, что морда Лоракса больше похожа на мордочки трёх обезьян, включая обезьяну патас, чем на мордочку другого существа Сьюза. Более того, исследователи пишут: «даже голос Лоракса („чихание опилками“) напоминает вокализацию „у-у-у-херр“ обезьян патас».

Свистящая акация в Танзании

Свистящая акация в Танзании


«Мы также знаем, что местные деревья произвели на него большое впечатление», — говорит Доминий. У обезьян-патасов и терновника свистящего существуют так называемые комменсальные отношения: обезьяны подрезают и ухаживают за деревьями, которые являются их основными источниками пищи. Из-за этого внимания они выглядят странно, низкоросло и высоко .

В 1971 году, когда впервые был опубликован «Лоракс» , современное американское экологическое движение ещё только зарождалось. Записи Сьюза, которыми он обучал целые поколения детей, легли в основу так называемого «трофического каскада», говорит Домини. Другими словами: «Когда вы удаляете часть сообщества, остальное сообщество начинает распадаться». Сегодня эти концепции могут показаться очевидными, но в то время, по его словам, они не были понятны за пределами академической среды. Сьюз помог изменить это.

🔷 The Lorax (original) // Лоракс (оригинал)


Специальный анимационный телесериал «Оригинальный Лоракс» Доктора Сьюза, снятый в 1972 году. В нем отражена реальная сюжетная линия книги.


Хотя эти вещи, возможно, вдохновили Сьюза, обезьяны патас и свистящие акации пока не постигла печальная участь трюфелей и существ, которые от них зависят, говорит эколог приматов Линн Исбелл. Исбелл, которая не принимала участия в этой статье, в прошлом много работала с обезьянами патас. Она говорит, что обезьяны пока не находятся под угрозой исчезновения, но их экосистема не так стабильна, как когда-то. Обезьяны теряют пищу и среду обитания, поскольку человеческая популяция расширяется в ландшафт, который не может даже выдержать текущий уровень вторжения человека. В данном случае основным фактором являются местные жители, которые полагаются на древесный уголь, получаемый из акации, вырубая деревья для производства топлива.

«Если люди не найдут более подходящего источника топлива… я не вижу особой надежды для [обезьян патас]», — говорит она. И, как и персонаж, которого они вдохновили, обезьяны не контролируют судьбу деревьев. Сохранение этой среды обитания возможно только по воле людей, которые там живут. Другими словами: если кто-то вроде вас не проявит крайней заботы, ничего не улучшится. Ничего не изменится.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Kat Eschner,
«Dr. Seuss might have written the Lorax after seeing these creatures in Kenya»