Не позволяйте вчерашнему дню влиять на себя сегодня

Как Суворов истребил ногаев: Обыкновенный геноцид

Казахи и ногайцы

Казахи и ногайцы


Казахи и ногайцы долгое время были вместе в составе Золотой орды и не порывали единства до середины XVII века. Глубинные истоки культуры, фольклора и литературы являются общими.

Если российскую экспансию в Сибирь можно охарактеризовать как государственный рэкет, то колониальная политика на Кавказе ознаменовалось серией этнических чисток и депортаций. Среди пострадавших народов – ногайцы (тюркский народ на Северном Кавказе). Оказавшись под властью Российской империи они пережили настоящий геноцид.


Чем дальше мы углубляемся в историю этих народов, тем труднее отличить друг от друга казаха, ногая, каракалпака, степного крымского татарина, даштикыпчакского узбека… И это неудивительно, ибо в Золотой Орде (Джучиевом Улусе) все они были единым народом с именем ногайлы. В казахской культуре даже есть такое сакральное понятие, как ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы — ногайлинская эпоха, под которой подразумевается эпоха Джучиева Улуса.

Все богатырские поэмы казахского, ногайского и каракалпакского эпоса повествуют не о казахском, ногайском, каракалпакском или татарском народе, а исключительно о народе ногайлы, о Стране Ногайлы. Почитайте любой национальный эпос: одни и те же герои, одни и те же дастаны — «Едиге», «Шора», «Кобланды», «Ер Таргын», «Орак и Мамай», «Карасай и Казы» и т. д.

Выдающийся казахский учёный Шокан Валиханов писал:
«По преданиям своим киргизы [т.е. казахи] почитают себя потомками татар Золотой Орды, которая в героических поэмах (джирах) называется «Ноғайлының Ауыр Жұрт», а героем всех своих поэм считают золотоордынских ногаев».
Распад золотоордынской империи в XV веке привёл к расколу этой единой общности. Но у народов сохранилась историческая память! Культура полна свидетельств о едином прошлом.

Распад некогда единого народа оставил глубокий отпечаток в культуре казахов. Знаменитый в степях плач о разделении ногайцев и казахов играют до сих пор степные музыканты. Об этом есть печальный кюй, который обычно начинается словами:
«Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская орда, вот как оплакивали разлуку казахи и ногайцы».
Для современной казахской истории ногайлинская эпоха, ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы, является прямой и неразрывной связью с историей Золотой Орды. Поэтому и ногаи, и казахи, и каракалпаки, и крымские татары, и даштикыпчакские узбеки — это ветви единого Байтерека, Священного Древа Жизни, части единого ногайлинского этноса.

Распад Ногайской орды на несколько частей практически разорвал прежние социальные узы, связывавшие население двух государств. Началась культурная дифференциация. Ногайские улусы, преимущественно кочевавшие на равнинах Северного Причерноморья, то есть на значительной части территории современной Румынии, Молдавии, Украины и юга России, оказались в орбите влияния Крымского ханства и крымских татар.

Ногайцы

Ногайцы


8 апреля 1783 года российская императрица Екатерина II издала манифест, по которому Крым, Тамань и Кубань объявлялись российскими владениями.

Указ Екатерины II об уничтожении кубанских ногайцев от 1769 года «Божиею милостию мы Екатерина вторая, Императрица и самодержица всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая.

«Нашего Императорскаго величества верноподданному наместнику ханства Калмыцкаго Убаше, прочим владельцам, судьям общенароднаго правительства, зайсангам и всему народу — Наша Императорская милость.

«Мы, великая Государыня, Наше Императорское Величество, дали уже тебе, Нашему верному подданному, всевысочайшее повеление, от 31-го Декабря минувшаго 1768-го года, о наряде и об отправлении к нашей армии, имеющей быть под командою генерала-аншефа графа Румянцева, двадцати тысяч Калмыцкаго войска, а настоящим указом повелевается: всеми калмыцкими силами, сколько может собраться за отправлением онаго войска, действовать против живущих на Кубани и в тамошних горах турецких подданных, стараясь всякой вред им причинить, и не только обезсилить, но и вовсе истребить.

«Здесь не предписывается ни время, ни место, когда и откуда поиски начаты и с лутчею удобностию производимы быть могут,— встречающияся обстоятельства, по получении сего Нашего великой Государыни указа, и неутомленное попечение, чтобы оными воспользоваться и чтобы укрыть от преждевременнаго разглашения приемлемыя против неприятеля намерения, имеют быть руководством при таких предприятиях.

«Между тем, дабы ничего не оставить, что служить имеет к получению желаемых успехов, то Калмыки, где нужда востребует, подкрепляемы будут камандою регулярных войск, пушками снабженнаго, а сверх того и казаками, под предводительством нашего генерала майора Медема, которой с кизлярской стороны соединится с калмыцкими войсками, коль скоро потребныя к тому учинятся и с которым мы, великая Государыня, Наше Императорское величество, повелеваем тебе, нашему верному подданному, во всем общия меры принимать и соглашаться. Сверх того и с донской стороны Калмыки пособствуемы быть имеют, по распоряжению онаго генерала маиора.

«Есть ли до отправления к нашей армии двадцати тысяч, следовательно до наступления весны, можно будет успеть некоторыя предприятия в разсуждении турецких подданных, на Кубани живущих, произвесть в действо, и употребление к тому всех калмыцких войск, в том числе и тех двадцати тысяч, которыя к армии нашей назначены, не воспрепятствует, — однако ж, нисколько благовременному сих последних походу, об отправлении которых без всякаго замедления, по самой первой траве или и прежде; когда старою лошади с начала прокормлены быть могут, и чрез сие вновь наиточнейше подтверждается на то тебе, хотя дозволение и дается, но не иначе, как с тем, чтоб последнее намерение в исполнении перваго, то есть касающагося до отправления к армии нашей повеленнаго числа войск, отнюдь ни малейшей остановки не причинило.

«Во все продолжение последней между Нашею Империею и Портою Отоманскою войны, тогдашний хан Дондук-Омбо не переходил на луговую сторону, но весь калмыцкой народ располагался на горной при Куме реке, около Дону, при водах и речках, в степи протекающих, а иногда и в самых тех местах, с которых прогонял кубанских Татар, — а таким своим расположением, при нужной предосторожности, и находился в состоянии всеми случаями пользоваться к учинению неприятелю вреда с удобностию и с успехами, и препятствуем не был в немедленном Калмык и армиям отправлений. Сверх того пребывание всего народа на Горной стороне служило к прикрытию лежащих по Волге, Тереку и Дону рекам и Российских жилищ.

«А как нужно и при настоящей войне те же виды иметь и справедливо, чтобы наши подданные, одни другим, всем тем, сколько от которых зависеть может, способствовали в безопасности, особливо когда одни, то есть Калмыки, единственным своим расположением жилища других охранить могут, в том числе и таких, которыя между тем в службе нашей упражнены будут, а сами они не только в порученных и им военных против Кубанцев действиях не воспрепятствуются, но еще лутчею к тому удобность возымеют и в прокормлении скота своего, по примеру, бывшему при Хане Дондук Омбе, никакой нужды не претерпят, — то в следствие всех таких уважений и повелевается тебе, нашему верному подданному, впредь до другого нашего высочайшего указа со всем Калмыцким народом остаться на горной стороне, забрав тот час, по получении сего, всех Калмык, которые поныне еще на Луговой стороне (Луговая — левая сторона Волги, правая — нагорная, граничащая с Придонскими и Кизлярскими (притеречными) степями) паче чаяния находиться могут, и где в них ни молейшей потребности нет и не будет, — оставаясь учрежденным по Яику форпостам предохранять лежащие на сей последней стороне жилища от Киргиз-касак, которые, однако ж, ныне в спокойном состоянии находятся.

«Когда и где Калмыцким улусам располагаться на Горной стороне, — сие будет зависеть от соображения выгодных мест, с обстоятельствами каждаго времени, большей или меньшей предосторожности, от неприятельских покушений и замыслов требовать могущими, — одним словом, надобно будет при том стараться, чтоб Калмыцкие улусы и все крайния жилища оставались в безопасности, и неприятели никакой и ни в чем удачи иметь не могли.

«Мы Великая Государыня, Наше Императорское величество, в совершенной находимся надежде, что ты, по всеподданнейшей должности твоей, по известной к нам Великой Гр-не усердию и верности и по производящей и собственно для Калмыцкаго народа из того пользе, чтоб неприятель как наискорее устрашен, ослаблен и разсеян был, — употребишь, неусыпное к тому старание, предусматривая все способы и приемля самыя надежныя меры, чем достойным себя и учинишь особливаго нашего монаршего благоволения, а калмыцкие владельцы, имея те ж самыя побуждающия и одолжающия их причины к нашей службе, поступят единодушно, исполняя отдаваемые им приказы с охотою и без прекословия, — вообще же все войско окажет опыты храбрости и мужества, имея в том руководство и примеры от своих начальников.

«Вся получаемая Калмыками добыча, какого бы оная звания ни была, оставляется им, равно как и пленники, кроме самых знатных людей. Сверх того и особливое награждение учинено быть может, есть ли в самом деле ревностную к нам, великой Гдр-не окажут службу. О чем имеешь ты, вступая в полки против Кубанцев, во всем войске обнародовать и владельцев и протчих начальников обнадежить всевысочайшею нашею Императорскою милостию, с какою мы к тебе и к ним ко всем и ныне благосклонны пребываем. Дан в Санкт Петербурге 15-го Генваря 1769-го года. Подлинная за Государственною печатью.»

«На концепте сей граматы подписано собственною Ея И. В-ва рукою в 15 день Генваря 1769 года тако: «Быть по сему».

Поначалу в императорском дворце решили переселить ногайцев за Урал, а также в Тамбовское и Саратовское наместничества.

Но попытка переселить целую нацию привела к восстанию под предводительством Канакая мырза, Тау султана, Нураддина, Мусы и Кара Смаила.

Александр Суворов

Александр Суворов


По указу императрицы на подавление ногайцев был направлен полководец Александр Суворов.

Чтобы ввести противника в заблуждение, Суворов распространил сообщение, будто он отъехал в Полтаву, войска обращены внутрь России, их малая часть следует для войны с персами, а ногайцев велено оставить в покое.

Суворов на Кубани. В. Прокопенко  Картина написана в соавторстве с художником А.А. Ююкиным

Суворов на Кубани. В. Прокопенко.
Картина написана в соавторстве с художником А.А. Ююкиным


Тем временем Суворов тайно двинул свои силы в поход. Его армия передвигалась только по ночам, не разводя костров и не производя лишнего шума.

Генерал-аншеф Суворов на Кубани. Картина Ларисы Личенко.

Генерал-аншеф Суворов на Кубани.
Картина Ларисы Личенко.


Пройдя стремительным маршем на Кубань, где сосредоточились основные силы восставших, и соединившись там с полками донских казаков, Суворов 30 сентября 1783 года окружил главный лагерь кочевников и в рассветные часы следующего дня, когда ногайцы совершали утренний намаз, напал на них.

В архивах сохранился документ с личным приказом генерала, зачитанным войскам перед внезапным нападением на ногайцев у местечка Керменчик, где произошла одна из самых кровавых расправ над ногайцами за все время подавления восстания:
«Войскам отдыха нет до решительного поражения, истребления или плена неприятеля. Если он не близко, то искать его везде, пули беречь, работать холодным оружием».
Ожесточенное сражение шло целый день.

Бой казаков хорунжего Рытова против Кенесары 1837 год. Каразин Н. Н.

Бой казаков хорунжего Рытова против Кенесары 1837 год.
Каразин Н. Н.


Лишь с наступлением темноты ногайцы начали отступать. Во время этой битвы только один Нижегородский полк, следуя за отступающими ногайцами, беспощадно уничтожил 10 тыс человек, не считая женщин и детей.

Восстание Кенесары Касымова

Восстание Кенесары Касымова

Эта война привела к полному уничтожению всех ногайцев...

В следующей битве на поле сражения погибли все могущественные ногайские аристократы, которые подняли это восстание. Вслед за ними были полностью вырезаны потомки и родичи батыров, сложивших голову, чтобы защитить родину.

Резня,  устроенная войсками Суворова

Резня, устроенная войсками Суворова


Впоследствии эта война привела к полному уничтожению всех ногайцев на данной территории.

Во время этой кровавой бойни погибло более 500 тыс ногайцев, а более миллиона были вынуждены эмигрировать в Турцию.

Когда Екатерине II рассказали о результатах экспедиции, она была в восторге от того, что «ногайская проблема» была полностью решена.

На «очищенные» от тюрков огромные окраины расселили славян и немцев-колонистов. Самое печальное, что россия до сих пор продолжает восхищаться этими «героическими поступками» Суворова.

15 драгунских эскадронов,10 полков донских казаков и 15 рот артиллерии обрушились на ничего не подозревающих повстанцев во время совершения утреннего намаза. Резня продолжалась до наступления полной темноты. По самым скромным оценкам было уничтожено более 5 тысяч ногайцев. Погибли все вожди восстания. До сих пор эта дата – 1 октября 1783 года, воспринимается ногайским народом как день национальной катастрофы.

Зачистка Кубани продолжалась в течение нескольких недель. Не щадили ни женщин, ни детей. Общие потери ногайцев от суворовской карательной экспедиции не известны, разные источники называют разные числа жертв геноцида: от нескольких десятков тысяч, до нескольких сотен тысяч человек. Российский террор вызвал массовый исход репрессированного народа: минимум 700 тысяч ногайцев покинули родину и нашли убежище в землях подвластных Османской Империи.

Александр «Освободитель»

Ногайцы оставшиеся на оккупированных Россией землях контролировались военными администрациями, хотя формально, в 1793 году, ногайские орды были преобразованы в приставства. В 1795 году Екатерина ІІ милостиво разрешила ногайцам селиться в Мелитопольском уезде.

До начала Крымской войны (1853 год) колониальная администрация Ставропольской губернии, где компактно проживали ногайцы, вела планомерный отжим кочевий с последующей раздачей этих земель российским переселенцам.

Новый виток геноцида ногайского народа начался в царствование Александра ІІ прозванного «Освободителем». Он освободил украинцев от украинского языка (Валуевский циркуляр 1863 года и Эмский указ 1876 года). Заодно от Украинской греко-католической церкви были освобождены украинцы Холмщины. Земли Царства Польского усилено освобождались от польских патриотов – их ждала сибирская каторга. Также активно освобождались земли Северного Причерноморья от населявших их черкесов.

Александр II, карикатура

Александр II, карикатура


«Освободитель» не обошел вниманием и ногайцев. После поражения России в Крымской войне (1856 г.) их обвинили в симпатиях и пособничестве Османской империи. Спасаясь от преследований ногайцы начали массовый исход из Российской империи. К 1862 году практически все ногайцы Мелитопольского уезда (порядка 50 тысяч человек) переселились в Турцию. Аналогичные процессы происходили и на Кубани: более 70 тысяч человек, с 1858 по 1866 года, эмигрировали в Османскую империю. На Кубани осталось не более 5 тысяч ногайцев.

Последствия геноцида

На сегодняшний день в Турции, по не официальным данным, количество этнических ногайцев превышает 3 миллиона человек. Для сравнения: в РФ проживает около 100 тысяч ногайцев: 40 тысяч в Дагестане, 22 тысячи в Ставропольском крае, 15 тысяч – в Карачаево-Черкесии. Разбросанность ногайского этноса по разным административным единицам создает серьёзные проблемы: ногайцы практически лишены общенациональных политических организаций, ногайский язык не входит в школьные программы. Единственное национальное территориальное образование – Ногайский район в Карачаево-Черкесии, площадью 187 кв. км. Совсем не много для тех чьи предки господствовали на просторах от Волги до Иртыша, от Урала до Каспия...



По теме:


Геноцид калмыков