Поэтапное научное расследование того, как медики бронзового века проводили трепанационные операции в Сибири, проведено на основе мужского черепа, найденного в прошлом году в могильнике Нефтепровод II на Анжевском археологическом памятнике к юго-востоку от Канска в Красноярском крае.
«Пациент» умер в возрасте от 30 до 40 лет, и археологи уверены, что следы на древней кости были результатом хирургического вмешательства, а не ритуальных практик.
Они также полагают, что этот человек, останки которого были захоронены с помощью изогнутого или кривого ножа, прожил какое-то время после операции. В его левой теменной кости имелось отверстие с явными признаками заживления кости, а также признаками воспалительной реакции на костных пластинках.
Есть подозрение, что его возможная смерть была вызвана длительным послеоперационным воспалением. Этот человек ни в коем случае не был самым ранним известным случаем трепанации в Сибири: есть, например, некоторые случаи, датированные периодом неолита.
Бывший хирург Сергей Слепченко, ныне научный сотрудник Института археологии и этнографии в Новосибирске, объяснил, что «залогом успешной операции было полное доверие пациента и уверенность в том, что хирург обладает необходимыми навыками и знаниями для проведения такой операции». .Т
Критическим элементом была очевидная возможность пациенту - в данном случае мужчине из неизвестной древней культуры, похожей на народ Карасук, но не являющейся одним из них - войти в «измененное состояние ума», в котором боль была минимизирована.
Растения, предположительно используемые в качестве обезболивающих в других местах, в Сибири отсутствуют, а вместо этого Слепченко и его коллеги выявили флору, которая использовалась здесь коренными народами для приведения человека в измененное состояние сознания.
Существует интригующее количество таких потенциальных болеутоляющих средств: например, некоторые этнические группы использовали можжевельник и тимьян в шаманских практиках; нивхи жгли веточки и листья багульника; коренные народы севера использовали грибы мухоморы (Amanita muscarica), мощный галлюциноген.
Однако «самым очевидным», вероятно, был каннабис.
Но употребление грибов вместе с другими шаманскими практиками, такими как экстатические танцы или использование барабана, рассматривается как вероятный метод изменения сознательного состояния пациента и, таким образом, уменьшения боли до степени, необходимой для проведения хирургического вмешательства.
«Что касается подготовительного этапа операции, мы можем использовать только наши предположения», — сказал он. «Однако по форме и типу наклона краев можно сделать вывод, что больной лежал на спине с головой, повернутой вправо.
«Хирург, вероятно, стоял лицом к лицу с пациентом с левой стороны. Или хирург мог зафиксировать голову левой рукой или между коленями и оперировать правой рукой».
Выводы команды показывают, что «пока хирург делал разрез, ассистент помогал, растягивая кожу по краям раны, а также передавая инструменты и другие материалы». Эксперты полагают, что «вероятно», что «был выполнен широкий разрез до кости через кожу и подлежащие ткани», — сказал доктор Слепченко.
«Такое рассечение черепа описано еще в труде Гиппократа» — примерно через 600 лет после этой сибирской трепанации. «После того, как эта область была разрезана, рану должны были вскрыть, чтобы организовать «хирургическое поле».
Кожа и апоневроз были отслоены от подлежащей кости. Следующим этапом было соскабливание костей. Изменения в кости в результате заживления не позволяют нам точно угадать, какой инструмент использовался для трепанации и как он был изготовлен.
«Мы не можем однозначно утверждать, что эта операция проводилась с помощью специализированного инструмента. Тем не менее, в Сибири существовали своего рода медицинские инструменты, которые широко использовались для посмертных манипуляций. Эти же инструменты могли быть применены и для трепанации».
Доктор Слепченко сказал:
«Судя по форме отверстия, я бы предположил, что это был какой-то скребок, а не нож. Соскоб продолжался до обнажения твердой мозговой оболочки, после чего область трепанации можно было увеличить в ширину, но не ниже.
«Высокие показатели выживаемости после трепанации в ранние сроки можно объяснить тем, что операции в основном проводились экстрадурально. Проникновение твердой мозговой оболочки вызывает развитие внутричерепных гематом из-за кровотечения между мозговыми оболочками.
«Последующие осложнения, такие как абсцесс раны, менингит и абсцесс головного мозга, приводят к смерти.
«Тот факт, что люди, включая (этого пациента), жили в течение некоторого периода времени после трепанации, позволяет предположить, что твердая мозговая оболочка оставалась интактной достаточно долго, чтобы появились явные признаки заживления.
Об операции он рассказал:
«Отверстие было покрыто кожей после трепанации. Некоторое количество крови заполнило область между твердой мозговой оболочкой и внутренней поверхностью апоневроза, поскольку сгустки крови предотвращали дальнейшее кровотечение из диплоэ — губчатой кости, разделяющей внутренний и внешний слои компактной кости черепа.
Но рана «не могла быть слишком тугой», чтобы свести к минимуму риск заражения. «Неясно, были ли наложены швы и/или повязки; также неясно, как была дренирована рана. Однако некоторые этнографические записи свидетельствуют о том, что эти простые приспособления применялись при трепанации.
«Одним из наиболее вероятных и опасных осложнений трепанации является кровотечение, развивающееся сразу после разреза кожи. В результате дальнейшего выскабливания кровотечение из сосудов сопровождается кровотечением из диплоэи.
«Важно, чтобы твердая мозговая оболочка оставалась неповрежденной, поскольку ее повреждение может привести к повреждению сагиттального венозного синуса, расположенного под ее пластинками. Чтобы свести к минимуму кровотечение и уменьшить боль, операцию должен был провести как можно быстрее предположительно высококвалифицированный хирург.
«Непонятно, как они остановили кровотечение».Т
Очевидно, никаких письменных свидетельств не осталось, но эксперты предполагают, что здесь использовались «травы или раскаленные предметы».
Карасукская культура относится к группе обществ бронзового века от Аральского моря до верхнего Енисея на востоке и юге до Горного Алтая и Тянь-Шаня примерно в 1500–800 годах до нашей эры. Карасуки были земледельцами, занимавшимися металлургией в больших масштабах. Они считаются первыми жителями Сибири, использовавшими лошадей для верховой езды.
Тем не менее, ученые полагают, что пациент, перенесший операцию на головном мозге, принадлежал к другой группе неизвестной культуры и вел аналогичный образ жизни.
Могила, в которой был найден трепанированный череп, была ограблена еще в древности. Сохранилось немного больше черепа, но были еще фрагменты трубчатых костей верхних конечностей и ребер.
В могиле был найден традиционный карасукский нож, но не было никаких предположений, что это был инструмент, использовавшийся для операции. Также были обнаружены два каменных наконечника стрел.
Исследование этой реконструкции трепанации опубликовано в Международном журнале остеоархеологии.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Dr Slepchenko,
«Reconstructing brain surgery as it was conducted around 3,000 years ago»
«Пациент» умер в возрасте от 30 до 40 лет, и археологи уверены, что следы на древней кости были результатом хирургического вмешательства, а не ритуальных практик.
Они также полагают, что этот человек, останки которого были захоронены с помощью изогнутого или кривого ножа, прожил какое-то время после операции. В его левой теменной кости имелось отверстие с явными признаками заживления кости, а также признаками воспалительной реакции на костных пластинках.
Есть подозрение, что его возможная смерть была вызвана длительным послеоперационным воспалением. Этот человек ни в коем случае не был самым ранним известным случаем трепанации в Сибири: есть, например, некоторые случаи, датированные периодом неолита.
Бывший хирург Сергей Слепченко, ныне научный сотрудник Института археологии и этнографии в Новосибирске, объяснил, что «залогом успешной операции было полное доверие пациента и уверенность в том, что хирург обладает необходимыми навыками и знаниями для проведения такой операции». .Т
Критическим элементом была очевидная возможность пациенту - в данном случае мужчине из неизвестной древней культуры, похожей на народ Карасук, но не являющейся одним из них - войти в «измененное состояние ума», в котором боль была минимизирована.
Растения, предположительно используемые в качестве обезболивающих в других местах, в Сибири отсутствуют, а вместо этого Слепченко и его коллеги выявили флору, которая использовалась здесь коренными народами для приведения человека в измененное состояние сознания.
Существует интригующее количество таких потенциальных болеутоляющих средств: например, некоторые этнические группы использовали можжевельник и тимьян в шаманских практиках; нивхи жгли веточки и листья багульника; коренные народы севера использовали грибы мухоморы (Amanita muscarica), мощный галлюциноген.
Однако «самым очевидным», вероятно, был каннабис.
Но употребление грибов вместе с другими шаманскими практиками, такими как экстатические танцы или использование барабана, рассматривается как вероятный метод изменения сознательного состояния пациента и, таким образом, уменьшения боли до степени, необходимой для проведения хирургического вмешательства.
«Что касается подготовительного этапа операции, мы можем использовать только наши предположения», — сказал он. «Однако по форме и типу наклона краев можно сделать вывод, что больной лежал на спине с головой, повернутой вправо.
«Хирург, вероятно, стоял лицом к лицу с пациентом с левой стороны. Или хирург мог зафиксировать голову левой рукой или между коленями и оперировать правой рукой».
Выводы команды показывают, что «пока хирург делал разрез, ассистент помогал, растягивая кожу по краям раны, а также передавая инструменты и другие материалы». Эксперты полагают, что «вероятно», что «был выполнен широкий разрез до кости через кожу и подлежащие ткани», — сказал доктор Слепченко.
«Такое рассечение черепа описано еще в труде Гиппократа» — примерно через 600 лет после этой сибирской трепанации. «После того, как эта область была разрезана, рану должны были вскрыть, чтобы организовать «хирургическое поле».
Кожа и апоневроз были отслоены от подлежащей кости. Следующим этапом было соскабливание костей. Изменения в кости в результате заживления не позволяют нам точно угадать, какой инструмент использовался для трепанации и как он был изготовлен.
«Мы не можем однозначно утверждать, что эта операция проводилась с помощью специализированного инструмента. Тем не менее, в Сибири существовали своего рода медицинские инструменты, которые широко использовались для посмертных манипуляций. Эти же инструменты могли быть применены и для трепанации».
Доктор Слепченко сказал:
«Судя по форме отверстия, я бы предположил, что это был какой-то скребок, а не нож. Соскоб продолжался до обнажения твердой мозговой оболочки, после чего область трепанации можно было увеличить в ширину, но не ниже.
«Высокие показатели выживаемости после трепанации в ранние сроки можно объяснить тем, что операции в основном проводились экстрадурально. Проникновение твердой мозговой оболочки вызывает развитие внутричерепных гематом из-за кровотечения между мозговыми оболочками.
«Последующие осложнения, такие как абсцесс раны, менингит и абсцесс головного мозга, приводят к смерти.
«Тот факт, что люди, включая (этого пациента), жили в течение некоторого периода времени после трепанации, позволяет предположить, что твердая мозговая оболочка оставалась интактной достаточно долго, чтобы появились явные признаки заживления.
Об операции он рассказал:
«Отверстие было покрыто кожей после трепанации. Некоторое количество крови заполнило область между твердой мозговой оболочкой и внутренней поверхностью апоневроза, поскольку сгустки крови предотвращали дальнейшее кровотечение из диплоэ — губчатой кости, разделяющей внутренний и внешний слои компактной кости черепа.
Но рана «не могла быть слишком тугой», чтобы свести к минимуму риск заражения. «Неясно, были ли наложены швы и/или повязки; также неясно, как была дренирована рана. Однако некоторые этнографические записи свидетельствуют о том, что эти простые приспособления применялись при трепанации.
«Одним из наиболее вероятных и опасных осложнений трепанации является кровотечение, развивающееся сразу после разреза кожи. В результате дальнейшего выскабливания кровотечение из сосудов сопровождается кровотечением из диплоэи.
«Важно, чтобы твердая мозговая оболочка оставалась неповрежденной, поскольку ее повреждение может привести к повреждению сагиттального венозного синуса, расположенного под ее пластинками. Чтобы свести к минимуму кровотечение и уменьшить боль, операцию должен был провести как можно быстрее предположительно высококвалифицированный хирург.
«Непонятно, как они остановили кровотечение».Т
Очевидно, никаких письменных свидетельств не осталось, но эксперты предполагают, что здесь использовались «травы или раскаленные предметы».
Карасукская культура относится к группе обществ бронзового века от Аральского моря до верхнего Енисея на востоке и юге до Горного Алтая и Тянь-Шаня примерно в 1500–800 годах до нашей эры. Карасуки были земледельцами, занимавшимися металлургией в больших масштабах. Они считаются первыми жителями Сибири, использовавшими лошадей для верховой езды.
Тем не менее, ученые полагают, что пациент, перенесший операцию на головном мозге, принадлежал к другой группе неизвестной культуры и вел аналогичный образ жизни.
Могила, в которой был найден трепанированный череп, была ограблена еще в древности. Сохранилось немного больше черепа, но были еще фрагменты трубчатых костей верхних конечностей и ребер.
В могиле был найден традиционный карасукский нож, но не было никаких предположений, что это был инструмент, использовавшийся для операции. Также были обнаружены два каменных наконечника стрел.
Исследование этой реконструкции трепанации опубликовано в Международном журнале остеоархеологии.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Dr Slepchenko,
«Reconstructing brain surgery as it was conducted around 3,000 years ago»