В мифах о лошади мы видим древнюю и священную историю человечества. На протяжении всей этой истории запечатлен путь человека как воина, жреца, целителя, строителя снов, разрушителя миров. Некоторые мистики говорят, что все это мы можем увидеть в глазах лошади — в призме зрачка написано начало, а может быть, и конец всего этого.
В самом образе или тени лошади заключен космос коллективной человеческой памяти; наша глупость, фантазия, неудачи и изобретательность.
Все это написано в устной литературе о лошадях. Вы можете спросить: «Разве собаки и кошки не появлялись на человеческой сцене раньше, оказывая еще большее влияние на наши мифы?» Примерно 5000-летний цикл историй, вращающийся вокруг всех трех архетипов животных, поднимает и дает ответ на этот вопрос.
Собачья мифология объясняет, что Бог, видя человека таким слабым, дал ему Собаку, чтобы он не был одинок.
Мифология кошек предполагает, что мы не могли видеть Бога, но мы могли видеть и поклоняться Кошке, в которой обитал Бог.
Мифология лошадей занимает иную позицию. В нем говорится о невозможной, но не невообразимой красоте: Человек, как говорят древние притчи, когда-то был Лошадью. И это только начало истории.
Давайте представим, что кошка и собака благополучно провели нас по жизненному пути. Но лошадь привела нас в прославленный и легендарный волшебный лес мира. И вот, катаясь верхом, мы обнаружили, что то, что мы искали, находится тут же, под нами – Лошадь!
Мифология лошади – это также дикая поездка на ночной кобыле. Кошмар. Благодаря чему, то скачками, то галопом, мы обнаруживаем, что всадник редко облагораживает скакуна; почти всегда наоборот, будь то Дон Кихот или Жанна д'Арк, человек в нас поднимается к большему самоощущению, когда верхом на лошади.
Мы, без сомнения, становимся лучше и светлее благодаря достоинству и невозмутимости лошади. В связи с этим вспомните на минутку команчей, единственного выжившего из 7-го кавалерийского полка — уникальной исторической лошади, пережившей битву при Литтл-Биг-Хорне в 19 веке. После того, как была выпущена последняя пуля, Команчи преданно стояли рядом со своим павшим человеком.
Этот архетипический образ, написанный на холсте тысячи раз, прославляет событие, которого не должно было произойти. Как сказано в Коране:
«Фыркающими боевыми конями, которые высекают огонь копытами, когда скачут на рейд на рассвете и следом пыли раскалывают скопленное войско; человек неблагодарен своему Господу! Это он сам будет свидетельствовать».
Однако исторически именно благодаря селекции и скачкам человеческая культура поднялась на уровень величия. Человеческая родословная идет от Адама к Измаилу, от Измаила к Соломону и от Соломона к Мухаммеду. Еще до Авраама был Баз, праправнук Ноя. Знаменитая кобыла Баз была названа в честь человека с таким именем и повязана с жеребцом Хашабой.
Бедуинские конезаводчики жили по неписаному кодексу чести. Если путешественник просто касался шеста палатки бедуинов, он становился желанным гостем, чья уздечка лошади подвешивалась к самой высокой точке палатки, чтобы показать величайшее уважение к посетителю.
Говорят, что арабская лошадь стала целителем народов. Мать кровных жеребят объединила всех. Жеребец, кобыла и жеребенок; мужчина, женщина, ребенок. А скачки лошадей на пустынной равнине не только не разделили людей, но и сблизили их. По традиции победители знаменитых скачек получали лучшее поголовье из стада проигравшего. Это разнообразие сделало скакунов-чемпионов легендарными лошадьми. Как давно писал неизвестный арабский поэт:
Ноздри гонщика подобны лепесткам розы.
Шея представляет собой вытянутую волну, от которой плывет
блестящая рябь шелковистой гривы.
Уши, направленные внутрь, подобны лилиям в дрожащей воде,
а все тело лошади раскачивается под действием силы
ветра, солнца и песка.
Интересно, что царь Соломон игнорировал израильский закон, запрещавший содержание лошадей. Вместо этого он построил конюшни для 40 000 лошадей арабской крови. Некоторые из них были увезены сыном царя Соломона Менелеком (чьей матерью была Македа, царица Савская), который нес священный Ковчег Завета из Иудеи в Эфиопию.
Караван Менелека путешествовал, как будто на ветру, как сообщает нам «Кебра Нагаст» («Слава царей»), являющаяся африканской версией Библии, за ними следили ангелы. В Египте воины царя Соломона, преследовавшие украденный ковчег, допрашивали жителей.
«...И сказали им египтяне:
«Несколько дней тому назад сюда приезжали путешественники, которых вы ищете, на повозках, которые двигались быстрее орлов небесных».
Мифология сплела запутанную паутину вокруг ног царя Соломона, ловушку, из которой он не смог выбраться. Он любил лошадей и хотел иметь большого жеребца, но ему пришлось нарушить указ Моисея не «умножать себе коней». Из истории мы знаем, что Соломон женился на дочери фараона – она поклонялась идолам в виде золотых насекомых и лошадей.
Солнечный свет и лошади символичны в арабской литературе, а солнечный конь является одной из старейших метафор на земле. Любопытно, что именно Солнечная Лошадь американских индейцев, возможно, скакала через столетия и континенты, чтобы достичь американской земли:
Я сын Солнца
Я сижу на бирюзовом коне у просвета неба
Мой конь ходит на страшных копытах и стоит
на верхнем круге радуги с солнечным лучом во рту
вместо уздечки
Мой конь обходит все народы земли
Сегодня я катаюсь на его широкой спине, и он мой.
Завтра он будет принадлежать другому.
Это стихотворение, или песнопение, переведено с языка навахо, но кто может сказать, откуда оно взялось? Может быть, Монголия, а до этого Шумерия. Но, возможно, оно исходило из сердца Матери-Земли или Меняющейся Женщины. Однако его цель состоит в том, что лошадиная любовь универсальна.
В гармонии все сделано
В гармонии все сделано
Пусть гармония будет вокруг меня
Все дни моей жизни
Этот праздник баланса навахо также универсален. Коренные жители Северной Америки утверждали, что даром равновесия им одарил лошадь, которую иногда называют «таинственной собакой». Это объединяет двух священных животных в одно. Для дакота лошадь была сункавакан, загадочной собакой, но шауни называли лошадь мишава (или лось).
Когда конкистадоры посетили хопи в 1583 году, люди из племени расстелили землю хлопчатобумажными шарфами, чтобы лошади могли ходить по ним.
Итак, в целом, если Бог дал Человеку Собаку, чтобы он не был одиноким... и Кошку, чтобы помочь ему увидеть Бога, то Лошадь должна быть тем даром, который объединил всех четверых, дав Человеку, как это сделали навахо. иногда говорят: «святая подвижность», благодать приходить и уходить, когда пожелаешь.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Gerald & Loretta Hausman*,
«Horses of Antiquity, Their Ancient and Sacred History»
* Джеральд и Лоретта Хаусман являются авторами многих книг о животных в мифологии, в том числе «Мифология лошадей: легенды о лошадях и предания на протяжении веков».
Все это написано в устной литературе о лошадях. Вы можете спросить: «Разве собаки и кошки не появлялись на человеческой сцене раньше, оказывая еще большее влияние на наши мифы?» Примерно 5000-летний цикл историй, вращающийся вокруг всех трех архетипов животных, поднимает и дает ответ на этот вопрос.
Собачья мифология объясняет, что Бог, видя человека таким слабым, дал ему Собаку, чтобы он не был одинок.
Мифология кошек предполагает, что мы не могли видеть Бога, но мы могли видеть и поклоняться Кошке, в которой обитал Бог.
Мифология лошадей занимает иную позицию. В нем говорится о невозможной, но не невообразимой красоте: Человек, как говорят древние притчи, когда-то был Лошадью. И это только начало истории.
Давайте представим, что кошка и собака благополучно провели нас по жизненному пути. Но лошадь привела нас в прославленный и легендарный волшебный лес мира. И вот, катаясь верхом, мы обнаружили, что то, что мы искали, находится тут же, под нами – Лошадь!
Мифология лошади – это также дикая поездка на ночной кобыле. Кошмар. Благодаря чему, то скачками, то галопом, мы обнаруживаем, что всадник редко облагораживает скакуна; почти всегда наоборот, будь то Дон Кихот или Жанна д'Арк, человек в нас поднимается к большему самоощущению, когда верхом на лошади.
Мы, без сомнения, становимся лучше и светлее благодаря достоинству и невозмутимости лошади. В связи с этим вспомните на минутку команчей, единственного выжившего из 7-го кавалерийского полка — уникальной исторической лошади, пережившей битву при Литтл-Биг-Хорне в 19 веке. После того, как была выпущена последняя пуля, Команчи преданно стояли рядом со своим павшим человеком.
Этот архетипический образ, написанный на холсте тысячи раз, прославляет событие, которого не должно было произойти. Как сказано в Коране:
«Фыркающими боевыми конями, которые высекают огонь копытами, когда скачут на рейд на рассвете и следом пыли раскалывают скопленное войско; человек неблагодарен своему Господу! Это он сам будет свидетельствовать».
Чарджерс 100: 1-7
Однако исторически именно благодаря селекции и скачкам человеческая культура поднялась на уровень величия. Человеческая родословная идет от Адама к Измаилу, от Измаила к Соломону и от Соломона к Мухаммеду. Еще до Авраама был Баз, праправнук Ноя. Знаменитая кобыла Баз была названа в честь человека с таким именем и повязана с жеребцом Хашабой.
Бедуинские конезаводчики жили по неписаному кодексу чести. Если путешественник просто касался шеста палатки бедуинов, он становился желанным гостем, чья уздечка лошади подвешивалась к самой высокой точке палатки, чтобы показать величайшее уважение к посетителю.
Говорят, что арабская лошадь стала целителем народов. Мать кровных жеребят объединила всех. Жеребец, кобыла и жеребенок; мужчина, женщина, ребенок. А скачки лошадей на пустынной равнине не только не разделили людей, но и сблизили их. По традиции победители знаменитых скачек получали лучшее поголовье из стада проигравшего. Это разнообразие сделало скакунов-чемпионов легендарными лошадьми. Как давно писал неизвестный арабский поэт:
Ноздри гонщика подобны лепесткам розы.
Шея представляет собой вытянутую волну, от которой плывет
блестящая рябь шелковистой гривы.
Уши, направленные внутрь, подобны лилиям в дрожащей воде,
а все тело лошади раскачивается под действием силы
ветра, солнца и песка.
Интересно, что царь Соломон игнорировал израильский закон, запрещавший содержание лошадей. Вместо этого он построил конюшни для 40 000 лошадей арабской крови. Некоторые из них были увезены сыном царя Соломона Менелеком (чьей матерью была Македа, царица Савская), который нес священный Ковчег Завета из Иудеи в Эфиопию.
Караван Менелека путешествовал, как будто на ветру, как сообщает нам «Кебра Нагаст» («Слава царей»), являющаяся африканской версией Библии, за ними следили ангелы. В Египте воины царя Соломона, преследовавшие украденный ковчег, допрашивали жителей.
«...И сказали им египтяне:
«Несколько дней тому назад сюда приезжали путешественники, которых вы ищете, на повозках, которые двигались быстрее орлов небесных».
Мифология сплела запутанную паутину вокруг ног царя Соломона, ловушку, из которой он не смог выбраться. Он любил лошадей и хотел иметь большого жеребца, но ему пришлось нарушить указ Моисея не «умножать себе коней». Из истории мы знаем, что Соломон женился на дочери фараона – она поклонялась идолам в виде золотых насекомых и лошадей.
Солнечный свет и лошади символичны в арабской литературе, а солнечный конь является одной из старейших метафор на земле. Любопытно, что именно Солнечная Лошадь американских индейцев, возможно, скакала через столетия и континенты, чтобы достичь американской земли:
Я сын Солнца
Я сижу на бирюзовом коне у просвета неба
Мой конь ходит на страшных копытах и стоит
на верхнем круге радуги с солнечным лучом во рту
вместо уздечки
Мой конь обходит все народы земли
Сегодня я катаюсь на его широкой спине, и он мой.
Завтра он будет принадлежать другому.
Это стихотворение, или песнопение, переведено с языка навахо, но кто может сказать, откуда оно взялось? Может быть, Монголия, а до этого Шумерия. Но, возможно, оно исходило из сердца Матери-Земли или Меняющейся Женщины. Однако его цель состоит в том, что лошадиная любовь универсальна.
В гармонии все сделано
В гармонии все сделано
Пусть гармония будет вокруг меня
Все дни моей жизни
Этот праздник баланса навахо также универсален. Коренные жители Северной Америки утверждали, что даром равновесия им одарил лошадь, которую иногда называют «таинственной собакой». Это объединяет двух священных животных в одно. Для дакота лошадь была сункавакан, загадочной собакой, но шауни называли лошадь мишава (или лось).
Когда конкистадоры посетили хопи в 1583 году, люди из племени расстелили землю хлопчатобумажными шарфами, чтобы лошади могли ходить по ним.
Итак, в целом, если Бог дал Человеку Собаку, чтобы он не был одиноким... и Кошку, чтобы помочь ему увидеть Бога, то Лошадь должна быть тем даром, который объединил всех четверых, дав Человеку, как это сделали навахо. иногда говорят: «святая подвижность», благодать приходить и уходить, когда пожелаешь.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Gerald & Loretta Hausman*,
«Horses of Antiquity, Their Ancient and Sacred History»
* Джеральд и Лоретта Хаусман являются авторами многих книг о животных в мифологии, в том числе «Мифология лошадей: легенды о лошадях и предания на протяжении веков».
(Примеч. Louiza Smith)