Начиная с 30-х годов XII в. в Киевская Русь вступает в период феодальной раздробленности. Государство, выглядевшее крепким и нерушимым, вдруг начало терять политическое единство и разделилось на полтора десятка княжеств и земель. Это был закономерный процесс, присущий всем государствам средневековой Европы.
Первые ее признаки появляются сразу после смерти Ярослава Мудрого. В дальнейшем раздробленность была закреплена Любецким съездом князей (1097), на котором было решено: "Пусть каждый держит вотчину свою". Верховенство принадлежало великому киевскому князю, а удельные князья правили в других городах и землях, опираясь на поддержку бояр.
Среди причин, которые привели к политической раздробленности Киевской Руси, можно выделить следующие:
Эпоху XII—XVI веков принято называть удельным периодом или (по обозначению советской марксистской историографии) феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Следующим этапом распада стала ликвидация института «причастий в Русской земле» в результате монгольского нашествия: прекращение борьбы за Киев и киевские волости, коллективного владения и защиты Киевской земли князьями различных ветвей Рюриковичей. Его окончательное завершение приходится на 2-ю половину XIII века, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель, на их западную часть начала распространяться власть Литвы и Польши и они тем самым утратили своё династическое единство.
Итогом распада стало возникновение на месте Киевской Руси новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.
Первые ее признаки появляются сразу после смерти Ярослава Мудрого. В дальнейшем раздробленность была закреплена Любецким съездом князей (1097), на котором было решено: "Пусть каждый держит вотчину свою". Верховенство принадлежало великому киевскому князю, а удельные князья правили в других городах и землях, опираясь на поддержку бояр.
Среди причин, которые привели к политической раздробленности Киевской Руси, можно выделить следующие:
- Стремление отдельных княжеств к самостоятельности. Они были обусловлены эволюцией экономики, дальнейшим расслоением общества, развитием феодального землевладения в центре и на местах, ростом числа городов, господством натурального, а значит, замкнутого характера хозяйства. Княжества начали сами себя обеспечивать необходимыми товарами. Катализатором децентрализаторських процессов стала реализация решения Любечского съезда князей (1097) о вотчинный принцип наследования земель. Вследствие перехода владений от отца к сыну укреплялись местные княжеские династии и их ближайшее окружение. Они проявляли все большую самостоятельность в решении внутренних и внешних проблем и все меньше учитывали волю великого князя киевского, который превратился лишь в формального главу государства. Заботясь прежде всего о собственном благосостоянии и собственные владения, нередко за счет соседей, местные элиты все меньше интересовались общерусскими делами, защитой страны от врагов.
- Большие пространства государства и этническая неоднородность населения. При Владимире Русь простиралась почти на 800 тыс. Кв. км., что в зависимости от обстоятельств могло быть или свидетельством государственного могущества, или же источником слабости. Великий князь в это время не было достаточно прочного, структурированного и разветвленного аппарата власти, фактически не имел развитой инфраструктуры для эффективного осуществления своих властных полномочий на такой огромной территории. Немало ослабляла Киевской Руси также этническая неоднородность ее населения. Ведь рядом со славянами здесь проживало более 20 народов: на юге - печенеги, половцы, торки, берендеи, каракалпаки, на северо-западе - литья и ятвяги, на севере и северо-востоке - чудь, весь, меря, мурома, мордва, черемисы , пермь, ям, печора и другие финно-угорские народы. В городах Киевской Руси существовали колонии немцев, поляков, евреев, армян, варягов. Все они существенно отличались по своему экономическому, политическому, культурным развитиям и объединить их в какое-то прочное сообщество было практически неосуществимым.
- Отсутствие четкого неизменного механизма преемственности княжеской власти. Издавна на Руси царил «горизонтальный» принцип престолонаследия, когда власть переходила от старшего брата к младшему, а после смерти представителей старшего поколения - от сына старшего брата к следующему по возрасту. Однако уже в конце XI в. на Любечском съезде князей было объявлено о «вотчинном», или «вертикальном» принципе, по которому престолонаследие шло от отца к сыну. Смешивание этих двух принципов, продолжавших сосуществовать, вело к междоусобицам, подрывало основы Киевского государства.
- Упадок торговли. Важную роль в подъеме Киевского государства сыграла международная торговля, которая осуществлялась через торговые пути, проходившие через Русь (Греческий, Соляной, Железный) и связывали Азию с Европой, Черное море с Балтийским. Однако с конца XI в. транзитная торговля Киевской Руси начинает падать. Это было вызвано прежде всего появлением нового средиземноморского торгового пути, непосредственно соединившего Западную Европу с Византией, Малой Азией и Ближним Востоком. К тому же торговые пути к Черному и Каспийскому морям были блокированы половецкими ордами, захвативших южные степи в XII-XIII вв. Все это имело пагубные последствия для экономики Руси, особенно для Киева, как столицы государства, вело к дальнейшему ее дезинтеграции.
- Геополитическое расположение Киевской Руси, которая находилась на границе со степными кочевниками. Веками на украинские земли совершали опустошительные набеги гунны, авары, хазары, угры, печенеги, половцы. С последними шла ожесточенная борьба на протяжении почти двух веков, до монгольского нашествия. Она требовали совместных действий княжеств, прежде всего Киевского, Переяславского, Черниговского, но в условиях растущей вражды между князьями это становилось все более проблематичным. Ситуация осложнялась и тем, что сами князья роднились с половецкими ханами, используя кочевников в междоусобных войнах. Не было и года, чтобы половцы НЕ напали на Русь. После себя они оставляли не только пепелища, но и трупы многих тысяч людей, молодежь забирали в плен... Упадок городов и сёл, ремесла, торговли, сельского хозяйства, культуры...
- преобразования крупного землевладения на наследственное, а хозяйства - на натуральное, что уменьшало потребность в торговых контактах и объединении земель;
- военно-политическое усиление бояр и удельных князей, которые ставили свои интересы выше государственных; власть великого князя стала лишней;
- появление новых городов как экономических и военно-политических центров, нарастание соперничества между ними и Киевом;
- изменение торговых путей в связи с господством в степи кочевых племен, которые перекрыли пути к Черному и Каспийскому морям; Киев остался без основных торговых путей;
- разный этнический состав русских (русЬких - Киевская РусЬ) территорий, выделения украинцев, белорусов и россиян.
Киевская
Русь 1237г.
|
Крупнейшими
княжествами стали:
- Киевское, Переяславское, Чернигово-Северское, Волынское, Галицкое, которые стали основой формирования Украинского государства;
- Владимиро-Суздальское, Новгородское, Псковское, Смоленское, Рязанское - основа Московского государства;
- Полоцкое, Минское, Туровский - основа белорусского государства.
Эпоху XII—XVI веков принято называть удельным периодом или (по обозначению советской марксистской историографии) феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Следующим этапом распада стала ликвидация института «причастий в Русской земле» в результате монгольского нашествия: прекращение борьбы за Киев и киевские волости, коллективного владения и защиты Киевской земли князьями различных ветвей Рюриковичей. Его окончательное завершение приходится на 2-ю половину XIII века, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель, на их западную часть начала распространяться власть Литвы и Польши и они тем самым утратили своё династическое единство.
Итогом распада стало возникновение на месте Киевской Руси новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.
Причины
распада
Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Часть историков считают, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования Древнерусского государства.
Назревание кризиса
Первая угроза целостности страны возникла сразу же перед кончиной Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась междоусобная война, закончившаяся гибелью всех сыновей Владимира, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036г. после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава. Полоцкие князья в дальнейшем в русских летописях стали упоминаться как «Рогволожи внуци».
После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.
В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.
Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.
Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132—1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская».
Первое
столетие раздробленности
К середине XII века Киевская Русь фактически разделилась на 13 (по др. оценкам от 15 до 18) княжеств (по летописной терминологии «земель»). Княжества различались как по размеру территории и степени сплоченности, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.
Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» династических землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.
В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовльская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.
Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века — XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.
Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181—1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.
Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с 1348 года).
После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями, победителем из которой вышел сын Романа Даниил.
В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли в той или иной форме зависели от них.
Факторы единства. Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства Русской земли сохранилась.
Киев
и титул киевского князя как старшего
Город Киев даже после 1169 года оставался столицей, то есть старейшим столом Руси. Часто встречающееся мнение о переносе в этом году столицы Руси из Киева во Владимир или разделении Руси на две части — «Киевскую» и «Владимирскую», является общераспространённой неточностью. Его называли «старействующим градом» и «матерью городов»*. Он воспринимался как сакральный центр православной земли.
_________________
* Мать городов русских — перифраз из древнерусской литературы, используемый для обозначения Киева. Наиболее известен по фрагменту статьи 882 года Повести временных лет:
И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».
Кроме этого встречается в ряде произведений, таких как:
- «Слово на обновление Десятинной церкви» (середина XII века, оригинал не сохранился) — славному и честному граду нашему и великой митрополии же, матери городам.
- Тропарь св. Владимиру — Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов богоспасаемаго Киева.
- Служба на память освящения в 1051/1053 году церкви святого Георгия в Киеве, 26 ноября — от первопрестольнего матери градом, Богом спасенего Киева.
Метрополией Руси называет Киев хронист и путешественник Адам Бременский (1070-е гг.).
Её столица — город Киев, соперник Константинопольского скипетра, славнейшее украшение Греции.
_________________________
Следует отметить, что Повесть временных лет составлялась в Киеве во втором десятилетии XII века, то есть во времена распада Киевской Руси сначала на крупные, а затем и на удельные княжества и, в силу этого, характеризуется героизацией политически единого русского государства и противопоставлением политически единой Киевской Руси современному летописцу агломерату враждующих княжеств.
Существенным фактором, обусловившим появление фрагмента, служит также и школа, сложившаяся в Киево-Печерской лавре: именно её монаху Нестору Летописцу приписывается создание «Повести».
Также существует версия об эсхатологическом начале данной фразы. Исследователи обращают внимание на то, что «матерью городов» в древнерусских текстах назывался Иерусалим, в связи с чем выражение «матерь городов русских» может трактоваться как «новый Иерусалим». Таким образом, историки приходят к выводу, что фраза, приписываемая монахами Олегу, провозглашает Киев не просто столицей Руси, но центром всего богоспасаемого мира.
Именно к киевским правителям (вне зависимости от их династической принадлежности) в источниках домонгольского времени используется титул «князей всея Руси». Что касается титула «великий князь», то он в тот же период применялся как к киевским, так и к владимирским князьям. Причём в отношении вторых более последовательно. Однако в южнорусском летописании его употребление обязательно сопровождалось ограничивающим уточнением великий князь «суздальский».
Княжеский
род
До завоевания западнорусских земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), то есть Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участие князья почти всех русских земель.
Церковь
Вся древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся киевским митрополитом. С 1160-х гг. он стал носить титул «всея Руси».
Окончательное разделение митрополии на Московскую и Киевскую произошло только в XV веке.
Единая
историческая память
Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.
Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает.
Последствия
распада
Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. Общая территория Руси увеличивалась, благодаря интенсивной колонизации. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией.
К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску.
Во внутренние дела Галича иногда вмешивалась Венгрия. В 1237 — 1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.
Тенденции к объединению. В начале XIII века общее количество княжеств (с учётом удельных) достигло 50. В то же время вызревало несколько потенциальных центров объединения.
Однако, естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием. Во второй половине XIII века связи между русскими землями, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Большинство ранее существовавших княжеств подверглось сильному территориальному дроблению.